Цифровизация перекраивает существующий рынок труда. Уже в ближайшем будущем многие профессиональные навыки окажутся невостребованы, потребуются новые. Так, использования статистических приемов сбора, обработки и систематизации данных, традиционных методов составления электронных таблиц или использования Business Intelligence будет недостаточно для составления успешных финансовых прогнозов. О том, как меняются требования к финансовому образованию, «Инвест-Форсайту» рассказала декан факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Седа Насибян.
– Седа Саркисовна, какие риски несет цифровизация для финансистов?
– Давайте начнем с того, что финансовые отношения в новых условиях приобретают новое качество – становятся фактором системного доверия. В изменяющихся условиях возрастает роль системного лидерства, включающего инновации по трем направлениям: технологического, управленческого и лидерства в формировании ценностей. Все три направления основаны на цифровых системах, а значит, на использовании математики, криптографии, компьютерных технологий, теории игр, более глубоких знаниях в финансовой инженерии с опорой на математическую статистику, программировании и машинной обработке, на умении работать с big data.
Четвертая промышленная революция очертила круг цифровых компетенций, основанных на четырех основополагающих принципах: техническая осуществимость, экологическая устойчивость, социальная приемлемость и предпочтительность для человека. Востребованными будут интеграторы знаний, владеющие компетенциями в области современных методов управления проектами (agile), организации творческой работы (дизайн-мышление), модернизации деятельности HR-менеджмента, этики и ответственных инноваций. Сегодня уже определены и утверждены Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР) ключевые цифровые компетенции.
– Каких профессиональных и личных качеств ждут от сегодняшнего финансиста?
– Внедрение новых технологий связано с рисками, сложностью, ответственностью за принятие решений. Все это привело к тому, что возрастает потребность в риск-менеджерах. От способности финансистов принимать решения об инвестициях в технологии, выбора платформ, адаптации организационных структур к новым условиям, обеспечения безопасности будет зависеть доверие к инновациям. Исследованиями профессиональных международных и национальных ассоциаций установлено, что в уже ближайшей перспективе, до 2020 года, востребованными будут финансисты, обладающие семью качествами: предметными знаниями (TEQ), практическим опытом (XQ), интеллектом (IQ), знанием цифровых технологий (DQ), креативностью (CQ), эмоциональным интеллектом (EQ), концептуальным видением (VQ). Кроме того, финансистам, бухгалтерам и аудиторам, применяющим стандарты МСФО (IFRS 9), потребуются глубокое понимание финансовой математики, использование математических методов и моделей.
– Как меняется в связи с этим финансовое образование?
– Под воздействием новых тенденций на образовательном рынке доминирующим становится принцип непрерывности образования. В обществе активизируется идея самообучения и самотрансформации. Этому способствует развитие онлайн-обучения, интерес к которому возрастает. Результаты социологического опроса, проведенного в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая среда в РФ», показали: внедрение онлайн-курсов поддерживают 80% преподавателей и 73% работодателей.
Сегодня тон развитию образовательных программ задает молодежь нового поколения – Y и Z, для которых наивысшей ценностью стала скорость изменений (5 лет и 2 года, соответственно). Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных Deloitte в 36 странах, в том числе России. Замечу, что возросли требования не только работодателей к выпускникам, но и ожидания последних от нанимателей. Это тоже вызов образованию, требующий синхронизации программ обучения для взрослых и молодежи.
– Как на практике удается это осуществлять у вас на факультете финансов и банковского дела РАНХиГС?
– В структуре факультета создан Центр развития финансовых квалификаций и компетенций, где также ведется подготовка к сертификационным экзаменам в независимых международных и национальных центрах оценки квалификаций. Инструмент сертификации используется на факультете при подготовке финансистов, начиная с 2013-2014 учебного года, когда мы стали участником Программы академического альянса с Microsoft. Факультету был присвоен статус Premier Member, представители кафедр вошли в состав Экспертного совета Microsoft Academic Alliance для Европы, Ближнего Востока и Африки и получили право консультировать компании Microsoft в целях совершенствования проекта DynAA. В июле 2013 года факультет принял участие в пилотном проекте сертификации Microsoft. С тех пор студенты, успешно прошедшие сертификационные экзамены, получают признаваемый документ, подтверждающий владение компетенциями в области использования современных IT-технологий.
В настоящее время в учебные планы интегрированы дополнительные опции от крупнейших профессиональных ассоциаций (институтов) ACCA, CIMA, CIIA, ICAEW, CFA, Microsoft с последующей сертификацией студентов и выпускников. В результате выпускник – обладатель диплома о высшем образовании и сертификата по конкретной профессиональной деятельности (специалист по управлению рисками, по внутреннему аудиту, финансовому консультанту, платежным системам, бухгалтерскому учету и отчетности, управленческому учету, финансовому анализу и др.) обладает высокой конкурентоспособностью при трудоустройстве. Это позволяет «конвертировать» российское образование при устройстве в иностранные компании.
Беседовала Анна Орешкина.