Что такое пассионарность: теория Льва Гумилева
Сын двух выдающихся поэтов, Лев Николаевич Гумилев тоже писал отличные стихи, но своей профессией выбрал науку. Его жизнь была полна драматических коллизий. Спокойно заниматься исследованиями он долго не имел возможности. Доступа к нужной литературе многие годы не было. Поэтому неудивительно, что в его теории можно найти как фактические неточности, так и весьма спорные места.
Многие специалисты вообще не считают его серьезным ученым. Тем не менее, идеи Гумилева весьма популярны, особенно в широких массах. Он умел писать ясно, внятно и красиво. Поэтому его читали и читают самые разные люди. Большинство из них не знают, кроме него, никаких других специалистов, изучающих этносы и их развитие. Им кажется, что Гумилев - единственный авторитет в этой области исследования.
Лев Гумилев в детстве со своей матерью Анной Ахматовой
Понятие "пассионарность" Лев Николаевич рассмотрел в своем труде "Этногенез и биосфера Земли". Это очень интересная работа, в которой он анализирует этнические системы, их развитие и связь с природным ландшафтом. Этнические системы он выстраивает иерархически. Самой высокой из них является суперэтнос. Самой низкой - консорции. Более низкие входят в более высокие, а в суперэтнос входят все.
Какой бы ни был уровень системы, этнос, который входит в нее, может обладать пассионарностью. Этот термин означает некое качество, заставляющее этнос вести себя очень активно. Пассионарность - жизненная энергия, которая вдруг под влиянием разных факторов, начинает закипать и выплескиваться наружу. Она свойственна как этносам в целом, там и отдельным людям, которых Гумилев называл пассионариями. У таких людей жизненная энергия буквально зашкаливает, втягивает в свою орбиту других и начинает вокруг них какое-то движение.
Кочевники. Фото из открытого источника в интернете
Гумилев разработал довольно четкую классификацию пассионарности, выделив в ней 9 уровней. Нулевой уровень свойственен совершенно обычному человеку, обывателю. Окружающий ландшафт его никак не задевает, он к нему привык, ничего менять не собирается. Два минусовых уровня убийственны для человека, так как такой субъект либо вообще не может приспособиться к ландшафту, либо делает это вяло. Выживаемость таких людей и этносов низкая.
Пойдем по нарастающей.
Первый уровень - стремление к изменению есть, но рисковать ради этого люди не готовы.
Второй - стремятся к лучшему, готовы рисковать собой.
Третий - так называемая "фаза надлома". Сюда Гумилев относил тех, у кого есть стремление к идеалу знания и красоты, но в спокойном русле, без фанатизма.
Четвертый - уровень перегрева, или переходный. Люди с пассионарностью такого уровня готовы на все ради своего идеала успеха, порой даже отдать жизнь, но все же сначала ищут менее рискованные пути. Примеры - Леонардо да Винчи, Наполеон.
Фото из открытого источника в интернете
Остаются два высоких уровня:
Пятый - ради успеха готовы рисковать жизнью, но не безоглядно.
Шестой - высший уровень, жертвенный. Ради идеала готовы отдать жизнь, не раздумывая. Например, Иван Сусанин.
Уровень пассионарности никак не связан с качествами личности, его интеллектом, моралью. Стать пассионарием высшего уровня может как полный дурак, так и гений. Это сила, не зависящая от субъекта, она имеет объективные источники. Какие же?
Ответ Гумилева находится вполне в традициях русского космизма. Он считал, что на всплеск пассионарности влияет энергия Солнца или космических лучей, короче - Вселенная. Эта энергия попадает в конкретное место на Земле, и этносы, живущий там, становятся пассионариями.
Гумилев называл этот процесс пассионарным толчком. Люди, попадающие в узкую полоску усиленного влияния энергии солнечного протуберанца, испытывают духовную мутацию. Такие народы начинают бурную активность, в чем бы она ни выражалась. Исходя из этой своей теории, Гумилев рассмотрел мировую историю и обнаружил в разные эпохи у разных этносов явное последствие таких пассионарных толчков. Когда эти народы попадали под их влияние, они начинали активное видоизменение ландшафта вокруг себя, меняли сферу деятельности, разрушали прежние устои, создавали шедевры и т.д.
В конечном итоге само появление этносов тоже было, если верить Гумилеву, результатом пассионарного толчка. Если копнуть глубже, то это может стать объяснением вообще появления человека как принципиально нового существа на Земле.
По материалам