• 27 июля 2017г.

ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ и ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА



На сегодняшний день мы не имеем однозначного определения понятия Цифровой Экономики. Обычно перечисляются различные ее признаки и некоторые последствия для общества, которые влекут за собой эти самые признаки. Вот некоторые из таких определений:

«Экономика, которая главным образом функционирует за счет цифровых технологий, особенно электронных транзакций, осуществляемых с использованием интернета» (Оксфордский словарь);


«Глобальная сеть экономических и социальных видов деятельности, которые поддерживаются благодаря таким платформам, как интернет, а также мобильные и сенсорные сети» (Правительство Австралии);

«Система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий (Всемирный банк).

Если мы попытаемся свести эти определения в одно, то получим примерно следующее определение: цифровая экономика - это экономика, в которой улучшение ее показателей достигается за счет широкого применения в народном хозяйстве цифровых технологий, в частности, автоматизации всех рутинных операций.

При этом под рутинными операциями мы понимаем виды работ, которые стали обычными, однообразными, стандартными (шаблонными), но без которых невозможно обойтись.

Если еще лет десять назад перевод денег в другой город РФ (например, сыну студенту) считалось операцией, хоть и стандартной, но требующей больших временных затрат, то сегодня, благодаря электронным банковским технологиям, миллиарды рублей перечисляются не только в различные города нашей страны, но и за рубеж. Аналогично обстоит дело и с оплатой различных государственных услуг: их можно производить с компьютера или смартфона, не тратя совершенно никаких усилий.

Таким образом, трудоемкие рутинные операции, т.е. требующие больших временных затрат и физических усилий (например, стояние в

очереди), превратились в операции, которые можно исполнять буквально на ходу.

Еще более разительный, но малоизвестный широкой публике, пример дают нейронные сети. Их использование позволяет автоматизировать рутинные операции в технологических сферах, в юриспруденции, экономическом прогнозировании и т.д. При этом следует отметить, что рутинные операции в перечисленных областях куда более сложные, чем всевозможные переводы денег.

Во время встречи со студентами Балтийского федерального университета Президент Сбербанка Герман Греф предложил перечислить известные им типы нейронных сетей. В ответ на замешательство он назвал собравшихся «двоечниками» и студентами вчерашнего дня и добавил, что такая сеть готовит исковые заявления лучше человека. В прошлом году Сбербанк уволил порядка 450 юристов, поэтому всем студентам, которые надеются стать квалифицированными специалистами, необходимо пройти дополнительное обучение, заключил Греф.

Нетрудно представить, что автоматизация рутинных операций требует обращения к огромным базам данных, которые являются настолько важной частью цифровых технологий, что некоторые эксперты под цифровой экономикой понимают переход на новые стандарты описания технологических процессов использования больших баз данных.

В настоящее время в связи с широким использованием баз данных возникает масса правовых проблем, связанных с корректным использованием данных.

Мнение эксперта об этом:

«К 2024 году мы хотели бы иметь такую юрисдикцию в стране, которая с одной стороны привлекает инвесторов с точки зрения технологических инноваций, а с другой - защищает интеллектуальную собственность, интересы и права владельцев данных, поддерживает оборот данных в правильном режиме».

Так как цифровые технологии развиваются очень быстро, то право все время будет оставаться в роли догоняющего, если только юристы не смогут прогнозировать изменения в цифровых технологиях. Исходя из этого, можно

сказать, что в цифровую эпоху нужны будут юристы, которые достаточно глубоко разбираются в цифровых технологиях.

В сфере подготовки кадров к 2024 году в России должно быть достаточно ИТ-специалистов. Их нужно в 10 раз больше, чем по состоянию на 2017 год готовят высшие учебные заведения. Традиционные профессии, учитывая трансформацию отраслей экономики, требуют дополнительного набора компетенций, связанных с цифровыми технологиями. Эти компетенции будут формироваться в режиме обязательной образовательной программы в школах и вузах, а также при профориентации, переподготовке.

Вывод

На протяжении последних лет двадцати мы живем в эпоху цифровой революции, которую руководители нашей страны стремятся завершить к 2024 году. В цифровой экономике будут востребованы юристы и экономисты, глубоко владеющие современными цифровыми технологиями. Юрист в цифровой экономике должен понимать, какие правовые проблемы влекут за собой новые технологии хранения и обработки больших массивов информации, а для этого, как минимум, он должен иметь представление об этих технологиях. Экономисты же должны владеть новыми технологиями как инструментом. Но, повторимся, обновление технологий нарастает сейчас лавинообразно, поэтому будущие экономисты и юристы должны быть способны осваивать новые знания.

Ответ ВИУ на вызовы времени

Прежде всего, отметим, что профессорско-преподавательский состав Владикавказского института управления – молодой и очень мобильный, способный быстро осваивать новые знания. Это сегодня очень важно, т.к. существует опасность параллельного существования образования в области информационных технологий и специального образования в юриспруденции или в экономике. В большинстве ВУЗов именно так и происходит: знания (зачастую устаревшие), которые получает учащийся в области информационных технологий, очень слабо используются в их специальном образовании. На самом деле, они должны быть вплетены в ткань специального образования (в нашем случае - экономического и юридического). Этого можно достичь только в том случае, когда информационные технологии востребованы самими преподавателями в

области юриспруденции и экономики. Поэтом в ВИУ придают первостепенное значение регулярному освоению новых знаний профессорско-преподавательским составом.

Институт, наряду с заботой о повышении квалификации преподавателей, существенно модифицировал учебные программы, введя в них ряд факультативных дисциплин по информационным технологиям.

В качестве примера, рассмотрим некоторые изменения, внесенные в образовательную программу по экономике.

В институте разработан и реализуется факультатив «Базовый курс математики», который на первом этапе призван «стереть грань» между школьной и вузовской математикой.

На втором этапе изучается блок взаимосвязанных между собой дисциплин:

· Элементы комбинаторики,

· Элементы теории чисел,

· Элементы защиты информации (штрих-коды, нумерация банковских карт и т.д.).

На третьем этапе факультатива студенты реализуют численные расчеты различных математических моделей с помощью полученных математических знаний в среде MATLAB.

Таким образом, факультатив «Математика. Базовый курс» уже на начальном этапе обучения обеспечивает «мосты» между курсами высшей математики и информатики, а также между математикой, информатикой и экономикой. Тем самым подготавливается прочный фундамент для освоения на старших курсах таких сложных дисциплин как «Эконометрика».

«Вплетение» информационных технологий в экономическое образование достигается тем, что сами преподаватели экономических дисциплин используют их на своих занятиях.